Что такое аранжировка?

В последнее время слово «аранжировка» употребляют очень часто не только в специфической музыкальной среде, но и при любом обсуждении музыки разной степени популярности. Сегодня мы попробуем подробно разобраться, что же такое аранжировка, а также для чего она нужна.

Что такое аранжировка?

В самом широком смысле слова аранжировка – это процесс обработки и видоизменения музыкального произведения с одновременным сохранением его основной сути. То есть когда мы говорим об аранжировке, мы подразумеваем, что произведение было обработано особым образом и подготовлено к исполнению музыкантами. Аранжированное произведение всегда узнаваемо, но, тем не менее, очевидным образом отличается от классического источника.

За основу для аранжировки берётся произведение с определённой гармонией, созданное композитором. В процессе обработки создаются партии для всех участвующих инструментов, проверяется их выразительность и сочетаемость. Основная цель аранжировки – сделать произведение более цельным и запоминающимся, а иногда и адаптировать его для другого музыкального стиля без потери изначального замысла.

Зачем нужна аранжировка?

Аранжировка – это своего рода окончательная «шлифовка» произведения, завершение работы композитора. Почти любая композиция обладает некоторым количеством шероховатостей, и именно грамотная аранжировка поможет устранить их. К тому же когда композитор пишет партию, он обычно мыслит достаточно широко и старается писать максимально универсальным образом. В процессе аранжировки произведение подготавливают к существованию в определённых условиях, например, для исполнения голосом конкретного певца или для формата студийной записи.

Многие музыканты недооценивают значение аранжировки и не учитывают тот факт, что без грамотной огранки их произведение не будет звучать так, чтобы захватить слушателя, запомниться и стать известным.

Аранжировка используется абсолютно во всех музыкальных направлениях. Наиболее часто аранжируют народную, вокально-инструментальную музыку, композиции для ансамблей, духовные композиции.

Отличие аранжировки от других способов обработки музыки

Для начинающих музыкантов, а тем более для людей, не являющихся профессионалами, самый сложный вопрос заключается в том, как отличить аранжировку от других форм обработки произведения. Для того чтобы понять это, стоит разобраться с терминологией.

Чаще всего аранжировку путают с такими понятиями, как переложение и инструментовка. Переложение музыки многие вообще используют как синоним аранжировки, однако здесь есть важное отличие: переложение допускает гораздо более вольное обращение с оригинальной композицией. В переложении возможны импровизации и даже некоторое изменение ритма.

Инструментовка – более узкое понятие, чем аранжировка, это в некотором роде её разновидность. Вмешательство в изначальную композицию здесь невелико, специалист просто подготавливает её для другого состава инструментов.

Ещё одно понятие, которое часто путают с аранжировкой, – ремикс. Это тоже подвид аранжировки, где в изначальной композиции «перемешиваются» части и накладываются определённые звуковые эффекты.

Также часто встречаются и путаются между собой понятия цитаты и плагиата. В музыке под цитатой подразумевают вставку в оригинальную композицию элементов из других произведений без посягательства на авторство этих элементов. Часто для музыкальных цитат композиторы используют максимально узнаваемые слушателем мелодии. В этом принципиальное отличие цитаты от плагиата – прямого использования чужого произведения под своим именем.

Специфика аранжировки

Важно помнить о том, что аранжировка – это всё-таки не только сложнейший технический процесс, но и самобытная творческая деятельность. Важно в погоне за оригинальным звучанием не упустить сути самой композиции.

В процессе аранжировки специалисты работают с такими аспектами:

  • динамика;
  • темп;
  • ритм;
  • гармония;
  • общее звучание;
  • мастеринг, сведение;
  • подготовка мелодии к записи;
  • сочетание вокала и оркестра.

Каждый инструмент, участвующий в исполнении мелодии, обладает рядом возможностей и ограничений. Аранжировщик должен великолепно разбираться в этом, иначе его работа будет нарушать законы гармонии. Без учёта тембра каждого инструмента и соответствия регистра его партии основной канве работа аранжировщика невозможна.

Обычно аранжировка требует длительной подготовки, а в случае сложных проектов – и командной работы. Однако в джазовой музыке, например, зачастую встречаются аранжировщики-импровизаторы, которые вносят изменения в музыку непосредственно во время выступления.

Кто такой аранжировщик?

Чаще всего на это дают очень простой и универсальный ответ: аранжировщик – это музыкант. Тем не менее у этой профессии есть свои определённые особенности. Например, исполнитель-виолончелист – тоже музыкант, однако он не должен обладать композиторскими навыками. А вот для аранжировщика это просто необходимо.

Аранжировщик работает с конечной музыкальной фактурой. Это отдельная область подготовки, по данному направлению обучают в высших учебных музыкальных заведениях.

Часто аранжировщика называют «человеком-оркестром», ведь для того чтобы грамотно обработать композицию, он должен великолепно разбираться в звучании самых разных инструментов, в вокале, понимать, как именно должен сочетаться вокал с инструментальным сопровождением.

Аранжировщику важно обладать большим теоретическим багажом знаний по инструментовке и гармонии, а также иметь развитый собственный музыкальный вкус. Многие музыканты предпочитают самостоятельно аранжировать свои произведения, считая, что только в результате собственной обработки они смогут донести до слушателя изначальную задумку.

Как лучше аранжировать – вручную или на компьютере?

Среди профессиональных музыкантов возникает много споров о том, как же всё-таки лучше аранжировать произведения – с применением новейшего программного обеспечения или «по старинке», вручную?

Единого мнения по этой проблеме нет. Обычно вопрос рассматривают в двух аспектах.

  1. В случае любительского подхода к аранжированию музыки программная обработка исходного материала, безусловно, выигрывает. Современные технологии предоставляют удивительно богатый спектр возможностей для обработки любой музыки.
  2. Аранжировщики-профессионалы тоже часто пользуются специальными программами и обрабатывают музыку в электронном виде. Однако в музыкальной среде считается, что аранжировщик должен уметь работать в классическом варианте, записывая партии в партитуру, чтобы иметь возможность оценить результаты своей работы в живом звучании. Мелодия, оформленная самостоятельно, обычно является гораздо более качественной, нежели её компьютерный аналог. Универсальным считается тот специалист, который может сочетать в своей работе электронную обработку и работу с партитурой.

Как пишется слово «аранжировка»?

Как только не пишут слово «аранжировка»! Часто встречаются варианты «оранжировка», «оранжеровка», «аранжеровка»… Всё это неверные способы написания.

Слово «аранжировка» уже давно устоялось в русском языке, а происходит оно от французского слова «arranger», что значит «приводить в порядок». Ударение ставится только на букву «О», вариации недопустимы.

Смотрите также:

Интервью Кости Волкова из группы Real Good Hands после записи их нового сингла... Сегодня мы будем говорить о группе Real Good Hands, которая, как известно, стала продолжением (или не продолжением) нашумевших в свое время The Cellop...
Samplitude 11. Stereo Width Samlitude 11 В этой рубрике я буду публиковать трюки и особенности, которые я обнаружил за время работы с DAW (Digital audio workstation (DAW) — цифр...
Программа для записи вашей музыки на диск После того как вы записали и свели ваши треки в программе для записи музыки вам нужно записать их на какой либо носитель, будь то флешка или CD. Конеч...
Что такое микрофонный предусилитель и как его выбрать?... Что такое микрофонный предусилитель? Микрофонный предусилитель - это устройство, предназначенное для усиления низкого уровня сигнала до уровня линейн...
Запись музыки на компьютере. Программы для записи музыки.... Поговорим о записи музыки на компьютере не выходя из собственного дома. Например, вы хотите записать песню для мамы в день рождения или для вашей дев...
Поп-фильтр для микрофона: почему он так необходим?... Во время разговора и пения появляются дополнительные шумы, которые затем режут слух слушателям и осложняют процесс обработки записи.Чаще всего они поя...
Оцените запись:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...