Как выбрать синтезатор

Как среди вороха предложений найти лучшее по соотношению цена/качество? Какой синтезатор выбрать для дома или студийных аранжировок? Какой лучше купить для обучения, исполнения?

Базовые ориентиры, практические советы, конкретные примеры собраны здесь.

Музыку называют особым языком, без перевода понятным всем народам мира. Недаром в знаменитом фильме Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени» инопланетяне вступают в эпохальный контакт с землянами с помощью повторяющейся нотной последовательности.

На этом языке, рождающемся, кажется, в глубочайшей сердцевине души — там же, где пение птиц, человек разговаривает со Вселенной уже многие тысячелетия, постоянно изобретая новые инструменты. Один из них – современный аудио-синтезатор, способный воплотить композиционный замысел в гармонии звуков разнообразной тональной окраски. Он сочетает внешне привычный чёрно-белый клавиатурный ряд со множеством впечатляющих опций.

Новичку, смотрящему на изобилие экранов, рычажков, кнопок, регуляторов, переключателей, кажется, что разбираться в этом сплетении придётся всю жизнь – и то до конца не удастся. Однако практика показывает, что всё не так уж сложно — надо сосредоточиться на определяющих ориентирах.

Первый шаг

Прежде всего, следует чётко уяснить, для каких именно целей требуется аудио-синтезатор. Итоговое решение сильно зависит от того, предназначен ли он для начального освоения, интенсивной деятельности ди-джея, вечеринок в весёлом обществе друзей, слаженного выступления в ансамбле или вдохновенного создания авторских творений с последующей тщательной редакцией, безупречным сохранением и чистым воспроизведением.

Вначале эксперты советуют точно определить функции, которые понадобятся наверняка. Иначе дорогостоящее приобретение в конце концов превратится в обыденную забаву, потенциал которой используется на минимальном уровне. Совершенная техника должна работать во всём спектре возможностей – а он в настоящее время исключительно богат.

Виды

По функционалу выделяются следующие категории:

  • Обучающие – с Chord book (словарём аккордов), подачей ритма, подсказывающей подсветкой правильного касания, с учебными программами правой и левой рук по отдельности и вместе, с перспективой разучивать солирующие партии любой музыки, скачанной из Интернета;
  • Интерактивные – с авто-аккомпанементом. Они способны самостоятельно воспроизводить ритмический рисунок и аудио-сопровождение выбранного стилевого направления. Исполнитель тем временем играет на этом фоне свою мелодию.
  • Исполнительские или концертные – для клавишников в составе ансамблей. Не имеют собственной акустической системы, поэтому намного легче, компактнее, проще, чем те, у которых есть авто-аккомпанемент. Разработка и производство этого класса направлены в первую очередь на предельное аудио-качество.
  • Цифровые пианино. Снабжены имитацией молоточковой механики, так что для игры требуется ровно такое же усилие, что при обычном пользовании. Аудио-параметры также максимально приближены к «пианинным». Некоторые укомплектованы программами, по которым можно, не выходя из дома, освоить весь учебный материал музыкальной школы, а затем училища — вплоть до пятого курса.
  • Рабочие станции – аппаратные комплексы с первоклассным аудио-качеством. Имеют изобилие функций для тех, кто вдохновенно создаёт, творчески редактирует, безукоризненно сохраняет гармоничные сочетания, мелодические рисунки, целые партии. Предусматривают большую скорость игры с быстрым переключением режимов. Подразделяются на классические, не предусматривающие скоростного взаимодействия с оператором, а также интерактивные, которые позволяют аранжировщику тут же, в реальном времени, нажав несколько нужных кнопок, создать основу будущей композиции.

Рейтинг фирм-производителей

Отличную акустику, надёжность, долговечность обеспечивают известные корпорации, длительное время занимающие цифровой сегмент всемирного музыкального рынка.

Установки «Касио» и «Ямахи» – лучшие для домашних условий. Интересно, что концерн «Ямаха», славящийся своими мотоциклами, снегоходами, катерами, гидроциклами, лодочными моторами, начинал бизнес с производства уникального органа — аудио-продукт стал исходной ступенькой на пути к мировому признанию. К тому же, пластик и металл для клавишно-цифрового товара проходит обработку по той же технологии, что конструктивный материал мотоциклов и катеров. Поэтому продукция «Ямахи» обоснованно считается высококачественной, прочной и надёжной.

Добротное снаряжение для выступлений на сцене и студийной работы поставляют солидные, испытанные десятилетиями «Роланд», «Корг», «Курцвайл». Сочетают неплохие аудио-параметры с относительно невысокой стоимостью китайские установки Medeli.

По акустическому совершенству ведущие фирмы-производителей располагаются так:

  • первое место — Korg, Kurzweil;
  • второе — Casio, Yamaha;
  • третье — Medeli, Worlde.

Десять базовых показателей – основа правильного выбора

Чтобы безошибочно сориентироваться в насыщенном электронно-музыкальном рынке, достаточно оценить будущую покупку по следующим пунктам:

1. Величина клавиш. Бывает стандартного, мини-, даже микроразмера. Однако, чтобы рука с самого начала приспособилась именно к общепринятой ширине и длине без необходимости переучиваться впоследствии, специалисты советуют приобретать только ряды со стандартными габаритами — даже пятилетнему ребёнку.

Читайте также:  Выбор midi-клавиатуры

2. Число клавиш. На 7 октав плюс три традиционно их приходится 88 штук. Однако всем этим набором на практике пользуются редко. Поэтому, наряду с традиционным, есть сокращённые форматы:

  • 61, пятиоктавная;
  • 73, шестиоктавная;
  • 76 — на 6 октав с тремя дополнительными.

Встречается ещё клавиатурный минимум в 49 единиц, который, как наглядно демонстрирует практика, недостаточен, чтобы полностью воспроизвести более или менее продвинутые творческие замыслы.

Однако от того, сколько клавиш, амплитуда высоты не зависит напрямую. Сокращённый формат не означает, что воспроизвести 7 октавных интервалов невозможно в принципе. На этот случай есть опция «трансформирование», которая сдвигает общую тональность вниз или вверх.

3. Динамика клавиатуры (или её активность). Сила нажима в пассивном варианте не влияет на громкость и окраску, тогда как в динамической (активной) вариации эти параметры прямо определяются давлением. Второй, активный, вид предоставляет более широкий спектр выразительных средств, поэтому знатоки рекомендуют останавливать выбор как раз на нём. Этот функционал чаще всего именуется «Touch Response».

4. Полифония. Соответствует количеству звуков, одновременно воспроизводимых при единственном нажиме.

Так, при озвучивании одной только мелодии она равна единице. Если каждое касание тут же дополняют басы, гитара-ритм, ударные и четырёхзвучия, то потребуется полифония, равная восьми.

Это число, естественно, растёт с прибавлением других впечатляющих эффектов – реверберации, объёма, хоруса и прочих красот. Поэтому даже для начинающих специалисты рекомендуют значение не ниже 32. Полная стандартная «линейка» выглядит так: 24, 32, 48, 64, 128.

5. Производитель. Лучше всего ориентироваться на известные фирмы с заслуженной репутацией, проверенной временем, например:

  • «Касио». Модельный ряд начинается с детских, обучающих, и доходит до довольно высокого уровня.
  • «Ямаха». Концерн с более чем столетней историей. Выделяется идеальным качеством и блестящими параметрами в адекватной ценовой нише.
  • «Роланд». Компания основана в Японии в 1972 году. Выпускает любительский и профессиональный ассортимент, станции и авто-аккомпаниаторы.
  • «Корг». Снова японцы, пробивавшиеся на электронный аудио-рынок с 1960-х. Сейчас сложнейший аудио-агрегат Korg Triton Studio считается одним из наиболее мощных в мире. Корпорация специализируется на дорогом оснащении для профессионалов.
  • «Курцвайл». Компания основана в 1982 году Реймондом Курцвайлом. Производит аудио-синтезаторы студийной, домашней, сценической линий. Особенно славится цифровыми пианино и отменными аудио-данными. Нижний ценовой порог товаров со знаменитой акустикой — 8000 рублей.

6. Звуковой (тембровый) и стилевой (ритмический) диапазон. Как правило, больше сорока стилей и тембров используют лишь редкие мастера-виртуозы. Однако, чтобы отобрать даже эти сорок любимых, надо перепробовать по крайней мере сто. Таков минимальный набор для мало-мальски серьёзной работы.

7. Параметры секвенсора, «заведующего» записью на нескольких аудио-дорожках.

Играть можно тремя способами:

  • на одном определённом инструменте, «пение» которого синтезирует устройство — фортепиано, саксофон, гитару;
  • сопровождать основную тему стилями, встроенными в аппаратуру;
  • записывать отдельные звуковые дорожки, а затем сводить их воедино — записав саксофон, наслоить на него виртуозную линию гитары-бас, потом оттенить её ударными; далее, как говорится, по вкусу.

Именно за отдельные записи, их хранение и дальнейшую синхронизацию «отвечают» секвенсоры. В соответствии с числом аудиодорожек они распределяются по следующей градации: 1, 2, 6, 17. Чем больше это значение, тем дороже вся установка.

Кроме того, секвенсоры снабжены памятью различного объёма. Она определяется сохраняемым нотным массивом.

8. Работа в обучающем режиме. В том случае, если аппаратура приобретается детям, это самый главный и первоочередной пункт. Естественно, реальный педагог незаменим, однако потенциал современных разработок впечатляет не только юных, но и взрослых. Некоторые даже выставляют отметки по результатам «уроков».

Наиболее эффективной для обучения будет модификация, которая при освоении очередной последовательности нот ярко подсвечивает место следующего нажатия. Особенно любят этот ход («Light Key») разработчики «Ямахи».

9. Оснащение внешней памятью и подключение оборудования. Об этом наглядно сообщают дополнительные гнёзда разъёмов.

Созданную композицию удобно тут же записывать через встроенные слоты на картридж памяти или флеш-карту. Их следует отличать от USB-портов, служащих для соединения с прочим внешним оборудованием – компьютером, например.

Читайте также:  Гитара Hohner HC06 – ваш идеальный выбор

Необходимо также оценить, предусматривает ли конструкция подсоединение других наружных устройств – наушников, звукоусилителей, педальных приспособлений – к адресным портам.

Кроме того, продвинутые разработки снабжены многостраничным виртуальным меню, а также операционной системой, обновляющейся через интернет-сеть.

10. Возможные вариации и дополнения

Вместо полного комплекта можно приобрести только midi-клавиатуру, которая управляет виртуальной музыкой, которую синтезирует компьютер. Такая покупка обойдётся намного дешевле – около 5000 рублей. С подключением к программе-редактору наподобие Cubase банк аудио-данных и эффектов становится практически неисчерпаемым.

Если планируется также вокал, понадобится аппарат с вокодером – приспособлением для оцифровки, синтеза, преобразования голоса.

Не лишним будет блок питания со стабилизатором напряжения, предохраняющим от внезапных перегрузок и отключений сети.

Стойки с Х-рамами. Бывают обычными, однорамными, подходящими для относительно лёгких модификаций, и двухрамными, повышенной устойчивости — для увесистых. Кроме того, есть одно- и двухуровневые стойки — соответственно, для размещения одного или двух устройств.

Педали. Адресованы тем, кому необходимо максимально «пианинное» исполнение. Представлены двумя типами:

  • регуляторы громкости;
  • «сустейн», продлевающие звучание после нажатия.

Комбик – переносная усилительная звуковоспроизводящая система. Требуется только студиям. Дома хватает мощности аудиоустройства, уже включённого в конструкцию.

Чехол пригодится для транспортировки. Какой именно купить, решают в соответствии с габаритными размерами.

Покупать ли бывшее в употреблении?

Компании-флагманы с мировым именем производят исключительно надёжные изделия, сохраняющие высокое аудио-качество десятилетиями. Поэтому допустимо в целях экономии средств покупать продукцию приличных производителей – даже побывавшую в довольно длительном пользовании.

Как выбрать хороший синтезатор в этом случае? Прежде всего, учесть, что электроника «Ямах» и «Роландов» выходит из строя крайне редко и совсем нескоро. Гораздо чаще не нажимается, западает или не подаёт голоса механическая часть.

Поэтому, приобретая аппарат-«secondhand», надо не полениться и тщательно проверить его по немудрёной схеме: нажим-звучание-отскок. Если обнаружились явные неполадки, налицо основательный повод для торга на понижение.

Затем, после приобретения по сходной цене, устраняют такие проблемы самостоятельно. Чаще всего стираются, мнутся, разрываются резинки. Для их замены придётся лично поорудовать небольшими отвёртками – плоской и крестовой.

Сколько стоит хороший аудио-инструмент?

Разделяющая граница проходит на уровне 1000$. Ниже этой суммы находятся аудио-синтезаторы, подходящие для любителя и полупрофессионала, выше – категория профессионалов.

Кроме того есть подразделение на:

  • специализированные – концертно-сценические, для виртуозов-исполнителей, а также классические станции, пианино, модуляторы и конструкторы виртуально-аналоговых массивов;
  • универсальные – аранжировочные, интерактивные, с авто-аккомпанированием.

Таким образом, следует подобрать оптимальный вариант, сопоставив, с одной стороны, свои запросы и финансы, а с другой — текущую стоимость и подробные интернет-описания кандидатов по десяти основным характеристикам:

Запросы и конкретные примеры

Какой синтезатор выбрать новичку? Оптимальна для начинающих модель CASIO LK120. Стоит в среднем 150$.

Обеспечивает: обучение «с нуля» с подсветкой на 100 мелодий, 100 тембров, полифонический индекс 12, 50 ритмических стилей, жидкокристаллический дисплей, подключение наушников, два двухваттных динамика, один линейный выход. Может быть доукомплектован педалью сустейна и блоком питания.

Какой лучше купить синтезатор для полупрофессионала? Например, CASIO WK240. Обойдётся примерно в 300$.

Шестиоктавный, тембров — 600, ритмов — 180, полифонический показатель — 48, эффектов – 10, секвенсор с шестью дорожками, аккорды для обучения, линейный вход и выход на усилитель, пятикратное аудио-семплирование с тремя ударными. Допускает использование в роли midi-клавиатуры. Комплектуется адаптером, пюпитром и нотным сборником

Какую модель выбрать профессиональному исполнителю? Например, концертный орган RolandV-09 со средней стоимостью порядка 1100$.

Отличные аудио-данные, чувствительность к касанию, подключаемый педальный комплект, жидкокристаллический дисплей, тембровый репертуар — 223, полифонический индекс 128, 34 аудио-эффекта, реверберация, входной и выходной midi-разъёмы, USB-интерфейс, флеш-накопитель, автономное питание от батареек или аккумулятора.

Таким образом, приобретая новый аудио-синтезатор, можно сделать оптимальный выбор с опорой на великолепную десятку определяющих характеристик – параметры чёрно-белого ряда, его динамику, потенциал многозвучия, звуко-стилевой репертуар, многодорожечность, приспособленность к учёбе, объём внешней памяти, виртуальные и физические расширения и компанию-производитель. Не менее реально сделать выгодную покупку товара, бывшего в пользовании, но не утратившего качества. При этом нужно внимательно изучить его фактическое состояние, учесть репутацию фирмы-поставщика и договориться об адекватной оплате.

Вам будет это интересно