Виды ревербераторов

Вторая статья о реверберации. В первой мы говорили о техниках использования в миксе. В этой поговорим о типах реверберации.

РеверберацияЧеловек, впервые услышав собственный голос в записи, не узнает его. Какой-то он не такой, как будто иссушенный. Стерео поле в миксе может восприниматься зрителем по-разному. Он не узнает голоса известного исполнителя, либо слышит его, как через булькающую воду. В первом случае, запись микса шла без реверберации, в последнем – с явным перебором.

Реверберация, по сути, является отражением звука от тех предметов, которые находятся в его окружении. Это стены, полы, потолки, предметы мебели, находящиеся в студии люди. От каждого из этих предметов отражаются звуковые волны, вследствие чего, звук воспринимается сочным, настоящим.

Подобрать соответствующую мебель или арендовать зал с мощными акустическими данными, порою невозможно. Поэтому простой микс часто воспринимается как мешанина звуков: когда инструменты и голоса звучат отдельно, как будто в вакууме. Чтобы микс не был настолько «сухим», используется реверберация – ревер. Он подобен прозрачному клею, который собирает воедино все элементы микса, что придает записанной фонограмме трехмерную картину. Существует несколько типов ревербераторов, которые отличаются техническими характеристиками.

Свойства различных ревербераторов

1. Chamber

Использует эффект «эхо камеры». Для этого необходимо расставить громкоговоритель и несколько микрофонов под определенным углом в пределах одного помещения. На громкоговоритель подается прямой сигнал. Он улавливается микрофонами и, возвращаясь, смешивается с основным.

Chamber

Chamber

2. Spring

Работает по такому же принципу, что и «эхо-комната». С одной стороны установлен преобразователь электрической энергии в механическую, а с другой – наоборот: механическая энергия преобразуется в электрическую. Путем сложения звуковых волн достигается эффект реверберации. Но, вместо воздуха, в качестве среды распространения звука, используется пружина. Применяется в гитарных усилителях.

Spring

Spring

3. Plate

Идеален для вокала. Используется звук колебаниями стального листа. Выдает абсолютно чистый звук при вокале, но сильно искажает подачу сложных сигналов – при одновременной записи нескольких треков.

Plate

Plate

4. Digital

Новейший – цифровой ревербератор. Работает одновременно с несколькими звуковыми линиями: задерживая звуки, вносит изменения в уровни, изменяя скорость повторов.

Читайте также:  Компрессия гитары

5. Room/Hall

Комната/зал – имитация звука в естественной обстановке, в зависимости от пространства помещения. Звук воспринимается человеком в привычной для него обстановке. В маленькой комнате или в концертном зале. Ревербератор придает звукам глубину, расширяя пространство их распространения. Используется для целых групп инструментов, «объединяя» их в одном помещении. Прекрасно справляется с задачей имитации живого выступления. Применяется в вокальных треках.

Room/Hall

Room/Hall

6. Convolution

Цифровой ревербератор, позволяющий имитировать трёхмерное пространство. Иначе этот тип ревера называется «сверточным». Чтобы воспроизвести акустические особенности нужного помещения, запись проигрывается именно в нем. Так получаются импульсные звуки, которые затем успешно складываются с любой музыкой и вокальным исполнением, не заглушая его, но создавая звуковой фон – реальный как сама природа. Иными словами, компьютерная программа позволяет поместить в нужную среду (комнату, концертный зал, берег моря или озера и пр.) любую музыкальную композицию с использованием вокала или без него. Безусловно, на сегодняшний день, сверточные или импульсные ревербераторы являются лучшими, но далеко непростыми устрйоствами. Чтобы работать с ними успешно, необходимы знания и достаточный опыт.

Convolution

Convolution

Вам будет это интересно